расход электростанция  Рост цен на электроэнергию в России в совокупности с очень низкой стоимостью газа на внутреннем рынке делает энергетическое оборудование, работающее на природном газе, экономически выгодными

Поршневые или турбинные?
Специалисты отмечают повышенный спрос на газопоршневые агрегаты, особенно в малой энергетике ЖКХ, где тепловые и электрические нагрузки невелики. Это естественно: благодаря дешевому топливу у газопоршневых электростанций меньше срок окупаемости и ниже себестоимость вырабатываемой электроэнергии. Сравнение технических характеристик близких по мощности газопоршневых и газотурбинных агрегатов показывает более высокую эффективность первых на малых электрических мощностях (в пределах 2,5 – 3,5 МВт).

Газопоршневые электростанции (ГПЭС) могут работать на природном газе (сжиженный, сжатый, магистральный); промышленном газе (коксовый, биогаз, шахтный); пропан-бутановых смесях и попутном газе. Важно лишь отсутствие примесей, вызывающих коррозию металла (серы и т.д.). Потому система газоподготовки - обязательная составляющая станции. Практическое отсутствие ограничений по давлению природного газа позволяет обходиться без дожимных компрессоров. Еще одно преимущество - возможность использования тепла уходящих газов и тепла от охлаждения двигателя для получения горячей воды, а на установках большой мощности – технологического пара. Когенерация (производство электроэнергии и использование тепла сгорания воздушно-газовой смеси) доводит суммарный КПД мини-ТЭЦ до 80% (КПД электрогенератора — около 30%). Суммарный КПД газотурбинных установок может достигать 88%, но у них ниже электрический КПД, правда только на малых единичных мощностях.

Спрос рождает предложение
Благоприятное соотношение двух факторов - высокого КПД и сравнительно низкой цены - сделало ГПЭС конкурентоспособными на рынке автономного энергооборудования и способствовало тому, что их выпуском в последнее время занялись множество российских заводов, в первую очередь, из системы авиапрома и оборонки, - от ООО «Авиадвигатель», КамАЗа до тепловозостроительных. Их конкурентное преимущество – в использовании типовых силовых агрегатов (вплоть до обыкновенных автомобильных двигателей).

Первые отечественные газопоршневые электростанции предложил «Барнаултрансмаш» на базе своего двигателя Д-12. КамАЗ начал производство дизельных и газопоршневых электростанций мощностью от 60 до 200 кВт на базе стационарных двигателей КамАЗ V8. В этом случае отдельные агрегаты могут работать синхронно, что позволяет создавать модульные электростанции и мини-ТЭС мощностью до 2 МВт и выше. Это еще один большой плюс: такая конструкция сокращает сроки поставки и монтажа, позволяет вводить станцию постепенно, наращивать и варьировать мощность по мере необходимости. Сегодня в этом секторе работают Ярославский моторостроительный и Коломенский тепловозостроительный заводы, «Волжский дизель имени Маминых» (г. Балаково, Саратовской обл.) и др. Последний недавно ввел в эксплуатацию газопоршневую станцию ГДГ-90 в Артемовском районе Свердловской области. ООО «Газовое энергетическое машиностроение» (управляющая компания – в Москве (095) 748-15-17, производство - в Новосибирске (3832) 214-481) выпускает стационарные газопоршневые мини-ТЭЦ ТАП-100Б/150, ТАП-200Б/300, ТАП-315Б/400 на базе первичных двигателей 1Г6 и 1Г12, с внешним эжекторным смесеообразованием, искровым зажиганием. Станции работают на природном или попутном газе, пропан-бутановой смеси давлением - 1,0-2,5 кг/см2 . Могут работать в параллель с промышленной электросетью и дизельными станциями  расход электростанция